Лекция о здоровом питании

Лекция о здоровом питании ры, занятия спортом, различные трудовые

Материал по теме:
Лекция на тему "Правильное питание — залог здоровья школьника".

Предварительный просмотр:

ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

на тему: «Правильное питание — залог здоровья школьника»

Школьник должен расти здоровым. физически крепким. всесторонне ра з витым и выносливым. Из всех факторов внешней среды. оказывающих вли я ние на его физическое и нервно — психическое развитие. питание занимает в е дущее место. Поэтому еще с раннего детства важно обеспечить полноценное и правильно организованное питание. являющееся залогом его здоровья.

Всякое нарушение питания, как количественное, так, еще в большей мере, и качественное, отрицательно влияет на здоровье детей. Особенно вредны для организма нарушения питания в период наиболее интенсивного роста ребенка.

Организм школьника постоянно расходует много энергии. Эта энергия необходима ему для деятельности сердца, легких и других внутренних о р ганов, для поддержания постоянной температуры тела. Учебные занятия, чтение, просмотр телевизионных передач также требуют расхода опред е ленного количества энергии. С особенно большими энергетическими затр а тами связана работа, сопровождаемая сокращением мышц: движения, и г ры, занятия спортом, различные трудовые процессы. Основным источником энергии служит пища. Наряду с этим пища является «строительным мат е риалом» необходимым для роста и развития организма.

Энергетические затраты организма измеряются единицами тепла -калориями. Энергетические затраты школьника в зависимости от вида трудовой деятельности составляют в возрасте:

— 7-11 лет — от 2250 до 2550 калорий;

— 11-15 лет — от 2850 до 3300 калорий;

— 15 лет и старше — от 3300 до 3800 калорий в сутки.

Какая же пища нужна учащемуся? Те вещества, которые входят в с о став органов и тканей всякого организма: белки, жиры, углеводы, минерал ь ные соли, витамины и вода, — должны быть в рационе в достаточном кол и честве и определенных соотношениях, так как недостаток или избыток о д ного из них может повести к нарушениям в развитии организма.

Особенно большое значение имеет содержание в рационе белка. Б е лок — наиболее важная часть пищи; неслучайно его иначе называют протеином, производя это название от греческого глагола, означающего «зан и мать первое место».

При недостатке его в пище возникают:

— отставание в росте;

— снижение сопротивляемости к болезням.

Избыток ведет к:

— нарушению обменных процессов;

Белки содержатся как в животных, так и в растительных продуктах.

Животные белки в:

Лучшей усвояемости белка и лучшему использованию его организмом способствуют овощи. Следовательно, мясные и рыбные блюда целесоо б разно давать с овощными гарнирами.

Жиры также входят в состав органов и тканей; покрывая внутренние органы, они предохраняют их от повреждения и охлаждения. Подкожная жировая прослойка способствует уменьшению отдачи тепла организмом.

Кроме того, жиры являются источником энергии и обеспечивают но р мальное состояние иммунитета. Наличие жира в пище делает ее вкусной и дает более длительное насыщение.

Лучше усваиваются жидкие жиры и жиры, плавящиеся при ни з кой температуре:

Кроме того, эти жиры содержат витамины А и D.

Растительные жиры (подсолнечное, кукурузное, оливковое масло) не содержат витаминов. но в их состав входят ненасыщенные жирные кислоты. являющиеся веществами, биологически важными для организма.

Углеводы — главный источник энергии в организме. Они имеются в растительных продуктах. Из продуктов животного происхождения только одно молоко содержит углеводы (молочный сахар). В овощах, картофеле, крупах, муке, хлебе углеводы содержатся в виде крахмала (картофельного, рисового, пшеничного); во фруктах, ягодах и некоторых овощах — в виде С а харов (свекловичного, тростникового, виноградного).


К углеводам относится и клетчатка, из которой состоят оболочки кл е ток овощей и злаков. Несмотря на то что клетчатка почти не усваивается организмом, некоторое количество ее необходимо в пище здорового ребе н ка для нормальной работы кишечника.

Для этого в рационе питания должно быть больше овощей: моркови, свеклы, свежей и квашеной капусты, тыквы, кабачков, огурцов, яблок, ба х чевых культур, слив. Овощи и фрукты должны составлять не менее 50-60 % ежедневного рациона и употребляться в любом виде.

Особое значение педиатры придают систематическому приему пш е ничных отрубей. Они представляют собой ценное природное лека р ство, обладающее целым рядом полезных свойств:

— отруби являются одним из мощных стимуляторов кишечной пер и стальтики;

— в них содержится значительное количество витаминов группы В, оказывающих самое благоприятное воздействие на все органы и системы человеческого организма, а особенно центральную нер в ную систему;

— отруби способствуют выведению из организма аллергенов, хол е стерина.

Ежедневно и обязательно в питании должны быть кисломолочные продукты (ряженка, варенец, свежий одно- или двухдневный(!) кефир); их лучше употреблять утром натощак и на ночь. Мясо лучше употреблять о т варное, хлеб с отрубями вчерашней выпечки.

Лекция о здоровом питании приемами пищи

Для нормальной работы всей мускулатуры, и кишечной в частности, необходимо употреблять продукты, содержащие калий: печеный картофель, сухофрукты, курагу, чернослив, инжир.

Приемы пищи должны происходить в строго определенное время, так как деятельность органов пищеварения у человека протекает ритмично. Е с ли ребенок привыкает принимать пишу в одни и те же часы, то к этому вр е мени, еще до приема пищи, у него начинает выделяться желудочный сок -«аппетитный». Пища при этом хорошо переваривается и усваивается.

При правильном питании пища покидает желудок в среднем через 4 часа. Таким образом, интервалы между приемами пищи должны составлять около 4 часов. Более частое питание рекомендуется только физически о с лабленным детям и по медицинским показаниям.

Наиболее целесообразно придерживаться примерно следующего режима питания:

7.00 Завтрак, состоящий из двух блюд:

первое — каша, яйца, творог, овощи, картофель;

второе — кофе, молоко, чай с молоком, какао.

первое — суп мясной, овощной или молочный;

второе — рыба, мясо, крупяные или овощные гарниры;

заканчивается обед сладким (компот, кисель, фрукты, ягоды).

16.30 Полдник, состоящий из питья (кефир, простокваша, молоко, сок, чай с мо-

локом), мучных изделий (булочка, печенье, бублик), фруктов и ягод.

первое — каши, запеканки, творожные и яичные блюда, крупяные или ово щ ные котлеты;

|второе — чай, кефир, молоко, сок.

Все учащиеся, независимо от времени начала занятий в школе, дол ж ны вставать и завтракать в одно и то же время.

Пред едой детям полезны овощные закуски (винегреты, салаты). Они способствуют выделению пищеварительных соков. Острые закуски, соде р жащие много перца, хрена, горчицы, в питании детей нежелательны, так как они вызывают раздражение слизистой оболочки желудка и кишечника.

Горькие овощи: редьку, чеснок, лук — целесообразно употреблять в умеренных количествах. В качестве питания детей можно использовать петрушку, укроп, щавель, свежие и сухие грибы.

Ребенок должен есть не торопясь, тщательно разжевывая пищу. О д нако растягивать время пребывания за столом не следует. Для завтрака и ужина школьникам достаточно по 15-20 минут, для обеда — 20-25 минут, для полдника — 5-8 минут.

Особое внимание родителей должно быть обращено на прием детьми завтраков в школе.

Если ребенок, находясь в школе 4-5 часов, не принимает пищи, он становится менее внимательным, быстро утомляется, восприятие учебного материала снижается. Кроме того, длительные перерывы в приеме пищи отрицательно сказываются на функциональном состоянии центральной нервной системы и всего организма (начинает болеть и кружиться голова, появляются слабость, тошнота, боли в животе).

Завтраки обеспечивают более длительное сохранение работоспосо б ности учащихся и оказывают благоприятное влияние на их развитие. Н а блюдения показывают, что в коллективе дети едят охотнее.

Очень важно, чтобы дети не только регулярно и вовремя питались, но и получали при этом необходимые гигиенические навыки, обучаясь правилам поведения за столом. Навыки и привычки, привитые с детства, сопровождают человека в течение всей его жизни.

Правильный режим питания является составной частью общего ра с порядка дня школьника. Он должен гармонично сочетаться с режимом зан я тий, труда и отдыха детей.

ПРИМЕРНОЕ МЕНЮ ЗАВТРАКОВ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к занятию кружка УМК «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ» (I часть) Тема: «Полезное, разнообразное питание- залог здоровья».

Это презентация к классному часу о правильном питании. В игровой форме дети 1-2 класса, помогая Карлсону, знакомятся с полезными продуктами и витаминами.

Правильное питание — залог здоровья школьника

В материале представлены рекомендации для родителей по организации правильного питания школьника.

Методическая разработка «Здоровое питание — залог здоровья ребёнка»

Методическая разработка «Здоровое питание — залог здоровья ребёнка» — это программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоро.

Здоровое питание- залог здоровья

» Здоровое питание -залог здоровья»


Понравилась статья? Поделись ссылкой!